Медицинский центр Симилия
тел.8(495) 532 65 99, 8(8352) 68 35 82

  о нас на главную контакты
 
Лечебная концепция:
- наркомания
- алкоголизм
 
Методы лечения
Перечень процедур
Наркоблокаторы
 
Распорядок дня
Дневник пациента
Работа с родителями
 
 
Программа для женщин
Как облегчить ломку
 
Стоимость лечения

 

 

 Духовная терапия

Духовная терапия Духовная терапия
Наряду с классической медицинской психотерапией мы проводим духовную терапию, которой придаем решающее значение. Ее задача – помочь пациенту обрести веру в Бога. Исследования показывают, что 34% наркоманов и 47% родителей наркоманов считают религию и веру наиболее эффективным средством лечения наркомании. Современной наркологии хорошо известен тот факт, что лучший способ помочь больному избавиться он наркотической зависимости это сделать его верующим человеком. Но как это сделать?

Казалось бы, чего проще, взять всем известную программу «12 шагов» и двигаться по шагу вперед. А еще лучше отвести наркозависмого к православному батюшке или мулле. Но, к сожалению, не все так просто. И один человек может привести лошадь к водопою, но и сто человек не заставят ее пить, если она этого не хочет.

Выращивание духовного стержня, на который будет опираться больной в своей борьбе с зависимостью – самая трудная и деликатная работа. Общие схемы и групповые занятия здесь мало результативны, каждый пациент – свой мир, требующий своего подхода. У многих наркозависимых общеизвестные слова о вере в Бога вызывают скорее раздражение.

В нашем Центре духовная терапия начинается с упражнений, при выполнении которых человек обучается создавать внутри себя чувство радости, уверенности, покоя (методика психо-эмоционального моделирования). На первый взгляд эти упражнения никакого отношения к вере в Бога не имеют. Выполняя их, больной учится самостоятельно избавляться от негативных эмоций – страха, депрессии, чувства собственной неполноценности, наркотической тяги. Именно эти эмоции пациент пытается заглушить с помощью наркотиков. Через некоторое время пациент начинает чувствовать, что упражнения ему помогают, создают реально ощутимый душевный комфорт, в нем нарастают внутренние силы и уверенность, что он сможет избавиться от наркотиков. Он начинает получать удовольствие от этих упражнений, чувствует, что научился самостоятельно приводить в порядок свои мысли и душевное состояние.

И вот тогда мы начинаем приводить пациента к мысли, что эти упражнения и есть твоя просьба о помощи и твоя молитва без слов. А можно молиться и словами. Главное, это дать пациенту ощутить, что молитва и вера действительно помогают, что это не только слова, а реальное, физически ощутимое, чувство. Такая система подготовки позволяет наркозависимому совсем другими глазами взглянуть на молитву. Для него она становится не просто отвлеченными словами, а эффективным лекарством. На последующих занятиях мы обучаем больного словам молитвы и знакомим его с Библией.

Но и здесь нужна особая деликатность. Если у пациента наблюдается негативная реакция, необходимо использовать более гибкий подход. Навязывание не свойственных пациенту взглядов может привести к потере контакт врача и пациента, уничтожить слабые духовные ростки в душе пациента, пациент может замкнуться в себе. В душе наркозависимого так мало естественных человеческих привязанностей, что необходимо бережно относиться к каждой из них. Многие молодые питают симпатии к Восточным религиям – буддизму, даосизму, многим интересны практические дисциплины – ци-гун, йога, медитация. Эти наклонности необходимо обязательно использовать для развития духовного стержня пациента и удержания контакта с ним. В нашем Центре есть специалисты и по этим направлениям.

И все же, используя Восточные практики как переходный мостик, мы стремимся привести наших пациентов к Православию (пациент может выбрать и Ислам). Вы можете спросить: а почему именно Христианство, Православие, а не, например, буддизм, даосизм? Занимался бы себе медитацией.

Необходимо думать о том, что ждет пациента после окончания лечения. Даже на Востоке считается, что заниматься самостоятельно, без Учителя дело сложное и даже опасное. А заниматься самостоятельно Восточными дисциплинами людям с неустойчивой психикой, к каковым можно отнести любого наркозависимого, - дело опасное в двойне. А найти духовного Учителя, то есть человека всю жизнь отдавшего служению Богу, в Православии (так же как и в Исламе) в нашей стране не сложно – может быть достаточно дойти до ближайшего храма. И, куда бы вы ни поехали, в любой город или деревню, вы всегда сможете найти духовного наставника.

Если наш пациент имеет желание заниматься Восточными духовными или оздоровительными практиками, то мы помогаем ему в этом. Но в то же время стараемся ненавязчиво, проводя аналогии, «подводить» пациента к Православию. Молодые люди, к сожалению, имеют ограниченное представление о Православии. А в нем есть все, что ищет человек, находящийся в духовном поиске. Например, «трезвление» - состояние, направленное на контроль и отсеивание ненужных мыслей, «внутрипребывание» - концентрация всех чувств и ощущений на сердце и приведение в порядок своих эмоций.

Вот несколько строк из книги доктора Исмукова: «в свое время я читал не мало источников о буддизме, даосизме, читал «Бхагават-Гиту». Много занимался медитацией, до сих пор занимаюсь лечебной хатха-йогой (упражнениями на растяжку), использую для лечения традиционную китайскую медицину. Многие элементы этих учений и систем применяю в работе. И, тем не менее, я пришел к Православию и нашел в нем то, что не мог найти в Восточных духовных практиках. Но самое главное, я нашел духовного наставника - Батюшку, который в любой момент может мне помочь, и советом, и примером».

Беда в том, что молодые люди видят только внешний фасад Православной Церкви, они не умеют, пользоваться этой помощью, доступной для каждого. Мы стараемся растопить отчуждение, страх, стеснение, которые люди часто испытывают перед священнослужителями, сделать в представлении больного Храм желанным местом, куда в любой момент можно обратиться. Во время лечебного курса мы не только рассказываем об этом, но и обучаем первым шагам в Храме. Пациент имеет возможность общаться с православным батюшкой не только в Храме, но и в обычной обстановке, задать ему любые вопросы. Но, никто ничего не навязывает, пациент может сам выбирать тему занятий. Тем не менее, многие наши пациенты, как из России, так и из Германии, ранее не крещеные, перед отъездом крестились в Русской Православной Церкви. И никто их в этом не убеждал, а скорее наоборот доказывали, что это серьезный шаг, который следует хорошо обдумать.

Духовная терапия вырабатывает у пациента навык молитвы, который затем выручает его в самых критических ситуациях. Уже на первых стадиях лечения умение молиться помогает наркозависимому устранять негативные мысли, не думать о наркотиках, управлять собственным настроением (читайте «Дневник пациента»). Помогает молитва, и после возвращения к обычной жизни. Если кто-то из бывших «друзей» предложит наркотик, человек, имеющий навык молитвы, может легко переключиться с навязчивых мыслей на молитву и преодолеть соблазн. Верующему человеку легче прекратить общение с таким «другом».

В процессе духовной терапии человек начинает понимать, что в новую жизнь без боли, ломки, вранья, унижений и постоянного страха, его не пускает все то плохое, что он причинил другим людям, то есть грехи. Ни чем не заслуженное удовольствие от наркотиков – это тоже грех. Грехи как камни тянут его на дно, не пускают в новую жизнь. Но у него есть возможность избавиться от них. Все грехи, от которых он хотел бы избавиться, нужно просто рассказать своими словами батюшке на исповеди. Потом батюшка прочитает над тобой молитву, попросит у Бога простить все твои грехи. В этом нет ничего страшного, все мы грешники, все прихожане делают это. После исповеди человек физически ощущает облегчение, и удержаться от новых грехов ему уже легче. У православных есть особое утешение, действенное средство – Церковь, молитва, исповедь, причастие, которые уже многим помогли.

После лечения человек возвращается в обычную жизнь, полную соблазнов и искушений. Удержаться в ней одному, без духовной поддержки, очень непросто. А эта поддержка находится совсем близко, в соседнем Храме. Каждый день, утром и вечером, из года в год, идет в нем служба. Без выходных, чтобы каждый нуждающийся в любой день мог получить помощь, которую вряд ли сможет оказать даже опытный психотерапевт. Верующий человек уже не нуждается во врачебной психотерапии, он приобретает нечто гораздо большее, посещая Храм и молясь дома, он может самостоятельно получать поддержку и укрепление.




 

| наркомания | лечение наркомании | о нас | контакты | карта сайта | сайты о лечении